Театр начинается с вешалки, а автотранспортное предприятие - с контрольно-пропускного пункта.
Источник фото: gruzovoy.ruПредприятие основано в 1968 году, тогда его парк насчитывал 101 автобус
Источник фото: gruzovoy.ruСегодня парк состоит из 215 единиц пассажирского и 71 грузового транспорта
Сразу же отмечаем отличное состояние зданий, всюду свежий ремонт.
Источник фото: gruzovoy.ruАдминистративный корпус и КПП (вид со двора)
Источник фото: gruzovoy.ruОбщая площадь автобусного парка - 8,10 га
Суток не хватает
Итак, мы на КПП. Солигорский автобусный парк - один из немногих в Беларуси, работающий в круглосуточном режиме, поэтому механикам, как и диспетчерам, скучать не приходится.
Источник фото: gruzovoy.ruСреднесуточный оборот парка - примерно 98 000 пассажиро-километров
В 3:30 на линию выезжают первые автобусы, и только через сутки в 4:56 возвращается последний общественный транспорт, так что 24 часов не хватает. Ежедневно 115 автобусов выходят на линию для обслуживания 56 городских маршрутов по Солигорску и Любани. Помимо городских есть 66 пригородных маршрутов. Остальные автобусы парка задействованы на заказах.
Источник фото: gruzovoy.ruЗа сутки пассажирский транспорт совершает 1 246 рейсов
Директор автобусного парка Владимир Алешко: "Городские круглосуточные перевозки оказались вполне рентабельными (5-10%). Движение автобусов разделено на 2 категории: загородную зону оплачивает предприятие "Беларуськалий", расходы в городе частично покрываются пассажирами. Стоимость разовой поездки - 45 коп. (13,73 рос. руб. - Прим. Грузового Ру). Чтобы поездка окупилась полностью, эту сумму нужно увеличить как минимум вдвое. Однако благодаря поддержке "Беларуськалия" мы находимся в выгодном положении".
Источник фото: gruzovoy.ruВодитель забирает путевку в диспетчерской
В одном здании с КПП находится класс по безопасности дорожного движения. Ежегодно, начиная с 2000 года, водители автопарка проходят 10-часовой технический минимум, где каждому рассказывают об изменениях в ПДД. В конце - экзамен, кто не сдаст, увольняют. Так, по словам В. Алешко, в прошлом году было отстранено от работы двое водителей. При приеме на работу каждый кандидат также должен сдать теоретический экзамен, как в ГАИ. Практические навыки отрабатываются во время стажировки. Например, для водителей автобусов выделяется 190 часов.
Источник фото: gruzovoy.ruКласс по безопасности дорожного движения
В классе по безопасности дорожного движения занимаются курсанты автошколы, которая организована на базе автобусного парка еще в 2003 году.
Источник фото: gruzovoy.ruАвтошкола готовит водителей категории "В"
Планируется, что в 2017 автошкола предприятия получит лицензию на переподготовку водителей категории E, DE, B, BE.
Источник фото: gruzovoy.ruУчебный автосимулятор
Выходим из здания КПП. Как раз из рейса возвращается автобус.
Источник фото: gruzovoy.ruЗа одним городским автобусом закреплено два водителя
Как и перед отправкой, по прибытию механик проверяет техническое состояние ТС: исправность звукового и световых сигналов, крепление болтов на колесах.
Источник фото: gruzovoy.ruОпытный специалист ничего не упустит из виду
Спускаемся в смотровую яму. Отсюда проверяем исправность рулевой тяги и тормозной системы: все в порядке. МАЗ едет на стоянку.
Источник фото: gruzovoy.ruМеханик проверяет рулевую тягу
Проигран рынок. Что делать?
Теперь познакомимся поближе с парком техники. Чаще всего встречаются автобусы Минского автомобильного завода (модели 104 и 105).
Источник фото: gruzovoy.ruМАЗ-104 и МАЗ-105 - основа автобусного парка
На стоянке помимо городских встречаем туристические автобусы.
Источник фото: gruzovoy.ruВ распоряжении госпредприятия есть 9 туристических автобусов
Директор филиала "Автобусного парк №1" ОАО "Миноблавтотранса" Владимир Алешко: "Когда мы проиграли сегмент междугородних пассажирских перевозок частным извозчикам (вовремя не закупив высококомфортабельные автобусы малой вместимости), обратились на другой рынок. Предприятие приобрело 9 туристических автобусов (стандарта Евро-5, -6). Сегодня у нас наработана клиентская база - компании из Беларуси, России и Польши. География маршрутов обширна: вся Европа и Прибалтика. С апреля по октябрь, а также на Рождественских каникулах автобусы максимально загружаются и не простаивают ни дня".
Источник фото: gruzovoy.ruВ советские времена рентабельность маршрута Солигорск-Минск-Солигорск составляла +35%
Источник фото: gruzovoy.ruВ международные рейсы ездят автобусы Iveco (Irisbus, Domino, Magelys и Daily)
Источник фото: gruzovoy.ruЭкипаж туристического автобуса состоит из 2 водителей
Все импортные автобусы приобретались в кредит. Первые машины Iveco Domino окупились за 5 лет. Трехосные модели Magelys, которые покупались в 2014 году (до сих пор выплачивается кредит), по плану должны "отбиться" за 6-7- лет.
Источник фото: gruzovoy.ruЕсли автобус работает на заказах, то он окупается за 6-8 лет
Источник фото: gruzovoy.ruЕсли техника задействована на общественных перевозках, то она окупается редко
Нарекания по поводу итальянских автобусов в ходе эксплуатации возникают, например, электрика может подвести в любой момент. Главный инженер Вячеслав Султанов, который проводит для нас экскурсию, признается, что предпочел бы вместо двух автобусов Iveco один Volvo, Mercedes или Scania. Справедливости ради следует отметить, что все решения о том, какую технику закупать, принимает вышестоящая госорганизация.
Источник фото: gruzovoy.ruВ 2016 на международных перевозках предприятие заработало $600 тыс.
"В прошлом году мы сработали очень круто"
Средний возраст автобусного парка - 8 лет. Директор предприятия с горечью рассказывает, что последние закупки новой техники были в 2014 году (10 автобусов): "Машины устаревают, неремонтопригодные приходится списывать. Когда несколько лет назад в моем распоряжении было 229 автобусов, я себя чувствовал прекрасно. Денег хватало на все: на ремонт зданий и техники, на покупку импортных автобусов. Сегодня парк насчитывает 215 автобусов. Несмотря на все трудности, в прошлом году мы сработали очень круто - 2 200 000 бел. рублей чистой прибыли (67 883 100 рос. руб. - Прим. Грузового Ру)".
Источник фото: gruzovoy.ruАвтобусы на фоне одного из рудоуправлений "Беларуськалия"
Итак, возвращаемся к экскурсии. Мы осмотрели покрасочную камеру. В 2014 году она была оборудована современной системой сушки.
Источник фото: gruzovoy.ruВысота покрасочной камеры - 5,5 м, длина - 14 м
Источник фото: gruzovoy.ruБлагодаря современной системе техника высыхает за 2-3 часа
В распоряжении предприятия есть своя мойка и автозаправочная станция - куда же без них.
Источник фото: gruzovoy.ruПортальная автомойка
Источник фото: gruzovoy.ruНа АЗС заправляется вся техника парка (более 10 000 л в сутки)
Не смогли пройти мимо и заглянули в шиномонтажный бокс. Там "переобувался" автобус Setra.
Источник фото: gruzovoy.ruШиномонтажная станция - дополнительный источник доходов для АП
Следующий на очереди объект - диагностическая станция, наличием которой могут похвастаться немногие автобусные парки. На таких станциях владельцы всех ТС проходят обязательный Гостехосмотр. Это очень прибыльное дело, сюда приезжают все автовладельцы Солигорска, а для жителей Любани создан филиал станции.
Источник фото: gruzovoy.ruВ штате диагностической станции числится 6 человек
На одной из площадок застаем рабочего, который закачивает воздух в тормозную систему, чтобы впоследствии перегнать автобус в ремонтную мастерскую. Мы тоже переходим к осмотру производственных корпусов, где благодаря усилиям квалифицированных специалистов оживают "рабочие лошадки".
Источник фото: gruzovoy.ruРабочий закачивает воздух в тормозную систему
Время обеденное, поэтому в ремонтных мастерских немноголюдно.
Источник фото: gruzovoy.ruОдновременно на ремонте могут находиться 30 единиц техники
Источник фото: gruzovoy.ruОбслуживанием и ремонтом техники занимается примерно 110 штатных специалистов
Источник фото: gruzovoy.ruАП имеет сертификат МАЗа на проведение гарантийного ремонта
В боксах Солигорского автобусного парка проводится гарантийное обслуживание и ремонт любой техники МАЗ (есть сертификат соответствия).
Источник фото: gruzovoy.ruПроизводственный корпус №1
Источник фото: gruzovoy.ruВозможности ремонтных боксов пока не позволяют обзавестись автобусами МАЗ-107
С еще одним белорусским производителем "Неман" у автобусного парка - договорные отношения.
Источник фото: gruzovoy.ruВо всех ремонтных цехах просторно и аккуратно
Рядом с автобусом "Неман" застаем водителя с 35-летним стажем Николая Шахурина: "Вожу автобусы с 1977 года. Катался на разной технике, начиная от "Икарусов", заканчивая двухэтажными автобусами премиального класса (до пенсии был водителем-международником). Разница, конечно, есть, на чем ездить. Но из отечественного автопрома мне не понравился только "Неман".
Источник фото: gruzovoy.ruВодитель автобуса Николай Шахурин
Производственная мощность автобусного парка позволяет оказывать услуги по ремонту техники всем желающим. Около 10 предприятий Солигорска являются постоянными клиентами ремонтных мастерских АП.
Источник фото: gruzovoy.ruВ мастерских производятся все виды ремонта техники
В производственном корпусе №2 находим здравпункт. Как раз водитель проходит предрейсовый медицинский осмотр.
Источник фото: gruzovoy.ruМедицинские работники также работают круглосуточно
Далее направляемся на склад. Тут в наличии всегда есть необходимые расходники.
Источник фото: gruzovoy.ruОдин из стеллажей склада
Большая конкуренция
К сожалению, грузовых машин на стоянке мы не застали, только несколько штук в ремонтных мастерских. Вообще грузовыми перевозками автобусный парк занимается не так давно - с 2015 года.
Источник фото: gruzovoy.ruВсе грузовики достались по наследству от ГАП-3 г. Солигорска
Сегодня АП №1 насчитывает 71 машину, из них 9 задействовано в международных перевозках (МАЗ и MAN). В распоряжении предприятия грузовики разных марок и вместимости (7-36 тонн). "За последний год в Беларусь было ввезено очень большое количество и автобусов, и грузовиков, - делится В. Алешко. - Конкуренция на рынке автоперевозок сейчас очень большая. Но мы справляемся, потому что оказываем качественные услуги".
Источник фото: gruzovoy.ruОснову грузового автопарка составляют самосвалы МАЗ г/п 20 т
Наведываемся в цех по ремонту топливной аппаратуры. В 2015 был приобретен стенд, на котором можно диагностировать и реанимировать форсунки, которые, к слову, стоят недешево.
Источник фото: gruzovoy.ruНам демонстрируют, как работает оборудование
Алексей Касаткин, слесарь по ремонту топливной аппаратуры с 29-летним опытом: "Мы ремонтируем силовые агрегаты любых марок и моделей. Есть автобусы, с которыми возникает больше всего проблем, - это "Радимыч" (у него часто ломаются форсунки) и "Неман" с двигателем ЯМЗ-236. Этот мотор предназначен только для грузовых машин, из-за чего на автобусе возникает сильная вибрация".
Источник фото: gruzovoy.ruА. Касаткин возле стенда для форсунок Common Rail
"Раньше государственные деньги могли класть в карман"
Мы бежим дальше. Главный инженер Вячеслав Султанов любезно открывает дверь цеха автоматизации. Здесь специалисты занимаются установкой, обслуживанием, диагностикой и ремонтом электронного оборудования. Чаще всего приходится сталкиваться с информационными табло автобусов и АСДУ (автоматическая система диспетчерского управления транспортом).
Источник фото: gruzovoy.ruИнженер-механик чинит информационное табло
Директор автобусного парка Владимир Алешко: "Навигационную систему на все машины мы установили в 2013 году - дисциплина сразу улучшилась. Один аппарат тогда стоил около $5 000, но все уже окупилось. Была цель увеличить доходность перевозок, и мы ее достигли. Раньше государственные деньги водители пригородных маршрутов могли класть себе в карман. Сейчас это исключено (автобусы оборудованы еще и видеонаблюдением)".
Источник фото: gruzovoy.ruМолодые специалисты предприятия работают под началом более опытных работников
Последнее, что мы посмотрели на предприятии, - отделение по шлифовке коленчатых валов. Также здесь можно расточить блоки цилиндров.
Источник фото: gruzovoy.ruОтделение по шлифовке коленчатых валов
Все для людей
Комментарии к этим фото излишни. Скажем только, что предприятие заботится о своих работниках.
Источник фото: gruzovoy.ruБильярд - отличный способ отдохнуть
Источник фото: gruzovoy.ruТренажерный зал особенно популярен среди молодежи
Источник фото: gruzovoy.ruУютный актовый зал
Источник фото: gruzovoy.ruВ. Султанов, листая фотоальбом предприятия, показывает себя после армии
Мы осмотрели не все цеха, так как возможности предприятия поистине обширны. АП №1 г. Солигорска оказывает практические все виды услуг по ремонту, обслуживанию и содержанию техники. На неосновные виды деятельности приходится около 10% от всей прибыли. Главный источник дохода - это пассажирские и грузовые перевозки (примерное соотношение прибыли - 70 на 30%).
Проблема с кадрами? Нет, не слышали
Всего на белорусском предприятии числится 960 работников, из них - 456 водителей (средний возраст - 42 года). Специалисты этой профессии получают от 900 бел. руб. (27 370 рос. руб.), з/п водителей автобусов-гармошек достигает 1 400 руб. (42 580 рос. руб.).
Источник фото: gruzovoy.ruНа предприятии числится 456 водителей
Директор автобусного парка рассказал, что с кадрами у них проблем нет: "Предприятие достойное, так что люди приходят, просятся, но наши возможности по трудоустройству небезграничны. Для кандидатов есть список, поэтому если место освобождается, замену подбираем быстро".
Серьезной проблемой для предприятия становится ежегодное уменьшение пассажирооборота на 7%. И это неудивительно: на небольшой город численностью чуть больше 100 тыс. населения приходится 67 тыс. легковых авто. "Если не учитывать детей и пенсионеров, получится, что у каждого жителя - две машины, - поясняет В. Алешко. - Но мы социальный стандарт по пассажирским перевозкам перевыполняем, этим и довольствуемся. В других районных центрах перевозками по городу занимается очень много частников, у нас - пока только один. Серьезной угрозы он не представляет".
Если финансы не споют романсы
Источник фото: gruzovoy.ruДиректор филиала "Автобусный парк №1" ОАО "Миноблавтотранса"
?На ближайшее будущее планов у предприятия очень много, однако все будет зависеть от финансовой составляющей. "Хотим из сэндвич-панелей построить еще один бокс для ремонта, - делится руководитель. - В этом году за счет собственных средств собираемся приобрести в лизинг несколько автобусов марки МАЗ или "Неман" с двигателями Merсedes. Первый стоит на 30 000 бел. руб. дороже (912 000 рос. руб.), но склоняемся к этому проверенному варианту".
Редакция Грузового Ру благодарит руководство автобусного парка
за оказанную помощь в подготовке материала